Дорога к дольменам

zastavka-kyafar

Дорога к дольменам Кяфаря

После посещения Архыза в июле 2022 года я два дня провела на хуторе Леса-Кяфарь. Цель — посетить Кяфарское городище и прогуляться вдоль реки Кяфарь. Ещё я хотела получить подробную информацию о том, где по горам проходит дорога от Нижней Ермоловки к дольменам Кяфаря.

Хутор Лесо-Кяфарь

Архыз и Лесо — Кяфарь находятся на Северном Кавказе в Карачаево — Черкесской республике.

В Архызе я жила пять суток в гостинице Андромеда, что находится на верхней научной площадке специальной Астрофизической Обсерватории Российской Академии Наук в горах Архыза на высоте 2000 метров над уровнем моря.

От гостиницы Андромеда до Лесо — Кяфаря я доехала на автомобиле с пересадкой в станице Зеленчукской. До станице Зеленчукской (65 км.) меня довёз работник гостиницы на служебном автомобиле за 1000 руб. Потом я пересела в другой. Меня в станице Зеленчукской ждала женщина с хутора.

Дорогу от станицы Зеленчукской до хутора Лесо — Кяфарь (27, 9 км.) можно разделить на две части. До станицы Сторожевой идёт нормальная дорога с асфальтовым покрытием, а после Сторожевой дорожное покрытие постепенно сходит на нет.

Планы и их реализация

Планировалось провести  на хуторе Лесо-Кяфарь больше времени — 5-7 дней, но не повезло с погодой. Пришлось сильно сократить программу пребывания.

Так, планировалась посетить все Кяфарское городище, включая место, где находился царский дольмен.

Но удалось посетить только начало Кяфарского городища, дождь не дал пройти до конца. Дорога к дольменам у реки Кяфарь была сильно размыта дождями и было потрачено больше времени, чем обычно, для преодоления этого участка пути.

Была короткой в этот раз встреча с рекой Кяфарь. Дорога к дольменам выходит к правому берегу этой реки.

В Москве мечталось в конце поездки в Архыз пройти пешком горной тропой от хутора Лесо-Кяфарь до Нижней Ермоловки, которая находится в 11 км. от поселка Нижний Архыз. Эта тропа была хорошо видна на многих туристических картах. Но моей мечте не удалось осуществиться, но зато я узнала, что по ней лучше прогуляться верхом на лошади. Длина горной тропы — около шести километров.

Новые знакомые

На хуторе Лесо — Кяфарь живет очень интересная женщина — Вера. Она преподаватель математики в колледже, мой проводник на Кяфарское городище. Но в это раз ей по семейным обстоятельствам было не до походов. Поэтому Вера дала телефоны своих хороших знакомых на хуторе — двух подруг: Натальи и Татьяны.

У Натальи я два дня жила на даче. Ей 45 лет и она очень любит активный отдых, даже больше, чем я.  Еще Наталья любит лошадей и у нее есть своя лошадка.

Наталья поддержала мою идею пройти горной тропой от Кяфарского городища до Нижней Ермоловки. Поскольку с погодой в этот раз не повезло, то мы решили, что на следующий год можно будет запланировать поход по этой тропе верхом на лошадях.

Кроме того, она рассказала мне о новых интересных маршрутах в горах Архыза. Некоторые из них требуют оформления пограничных пропусков. Наталья уже давно оказывает помощь в их быстром оформлении к приезду туристов на Кавказ.

Даю телефон Натальи с ее разрешения.

Наталья. Карачаево-Черкесская республика. Помощь в оформлении пограничных пропусков.
Телефон: + 7 938 036-61-42

Наталья познакомила меня со своей подругой Татьяной.

Два дня на хуторе

На хутор Лесо-Кяфарь я приехала к 12 часам дня.

Зашли на дачу, оставили вещи и пошли гулять через хутор в лес.

На природе

Хутор спрятался в горах, поросших смешанным лесом.

doroga-k-dolmenam

От станицы Сторожевой до хутора Лесо — Кяфарь с одной стороны дороги течет река Кяфарь. Во время сильных дождей она иногда выходит из берегов и частично затапливает хутор, вынося на дорогу камни из реки.

река Кяфарь

С другой — луга, разнотравье которых впечатляет. В такую траву ложишься, как на пуховую перину.

djroga-k-dolmenam
луга у хутора Лесо-Кяфарь

В реке Кяфарь ловится горная форель. Рыбка небольшая, но вкусная.

В этой реке и по ее берегам рассыпаны цветные камни. Из них наверно и делают кавказские самоцветы.

kamni
Кавказские самоцветы реки Кяфарь

kamni-na-beregu

Подробно о реке Кяфарь я пишу в своей заметке «От Кубани до Волги».

Лесо — Кяфарь первый населенный пункт на берегу горной реки Кяфарь. Вода в Кяфаре чистая. Выше хутора можно пить воду из рек и родников.

voda-kyafar

На хуторе удивительная тишина. Благодать. Прекрасная природа, чистый воздух, пение птиц.

Несмотря на то, что селение маленькое, есть православная церковь.

tserkov

Люди вокруг доброжелательные и спокойные.

От общение с ними меняешься ты сам и начинаешь по другому смотреть на мир.

Ходила я в этот раз с Наташей к серебряному источнику.

После зашли к Татьяне — подруги Наташи и попали на семейный праздник. Племянник Татьяны праздновал свой День рождения. Отмечали весело и вкусно за большим столом во дворе дома. На праздник пришли друзья, родственники и соседи.

Перед закатом солнца мы с Наташей опять гуляли в лесу среди красивых и многовековых деревьев.

На следующий день в 8 утра (после завтрака) ушли на Кяфарское городище.

На даче

Дача, где я провела двое суток, понравилась.

dacha

У Наташи эта дача была в собственности меньше года.

Купила она ее после того, как вышла на пенсию. И решила заняться оказанием туристических услуг.

Участок в 16 соток облагорожен. На нем плодовые деревья ещё не старые, плодоносящие кусты малины, смородины и крыжовника, садовые цветы. Под деревьями — аккуратный газон.

doroga-k-dolmenam

Есть теплый, на высоком фундаменте, каркасный дом из трёх комнат, в которой заведена вода. Напротив дома — беседка, за домом — летний душ. Дорожки, ведущие к строениям и цветника выложены каменной плиткой. Но туалет — на улице рядом с беседкой.

besedka

dacha-k-kolitke
Дорожка к воротам

На участок и в дом проведено электричество.

Вообще, живи и радуйся. Хотя когда я узнала, что домик у Натальи летний, а бани нет, я расстроилась. Я человек избалованный благами цивилизации и не закалённый. Идея о  мытье в летнем душе даже летом показалась мне не удачной.

Я и представить не могла, что утренняя гимнастика на свежем воздухе и после нее такой душ доставят мне удовольствие.

Одно сильно беспокоило по вечерам — это комары. Слишком их много расплодилось из-за постоянных дождей.

Поход к Кяфарскому городищу

В пять утра меня разбудил стук в дверь. Я услышала голос Натальи и какого-то мужчины. После минутного общения гость ушел, а Наталья легла спать.

В 8 утра я вышла из своей комнаты и увидела на столе в кухне бутылку парного молока.

butylka-moloka

Молоко было как сливки. Стакана молока с хлебом хватило, что бы встать из-за стола сытым.

parnoe-moloko

На горизонте были видны грозовые облака. Время для посещения дольменов было ограничено. К обеду ожидались дождь и гроза.

Дорога к дольменам в основном проходит вдоль реки Кяфарь.

bereg-kyafar

Она оказалась сильно размытой дождями, но мы прошли по ней без особых приключений.

lesnya-doroga
Результат недельных дождей

po-vode-doroga-k-dolmenam

u-broda
Домик у брода через реку

Подошли к горе Шпиль. Потом поднялись по тропе к началу Кяфарского городища.

doroga-k-gorodischu

У входа на городище — массивные каменные плиты с петроглифами (изображения тысячелетней давности).

doroga-k-dolmenam
Ритуальный камень у ворот городища
petroglifu
Петроглифы на ритуальном камне

Далее поднялись к скалам-останцам. Здесь находится каменная лестница, ведущая на плоскую скалу, где находится языческое святилище с ритуальными плитами.

lestnitsa-gorodische
Лестница к святилищу

prohod-k-svyatilischu

yazucheski-hram
Остатки языческого храма
gora-sovetov
Святилище
petroglify-na-gore-sovetov
Петроглифы на одной из ритуальных плит святилища

От святилища мы прошли наверх на большую поляну, мимо остатков оборонительных стен, сложенных из каменных плит.

krepostnaya-stena
Остатки крепостной стены
polyana
Поляна в Кяфарском городище

Там мы нашли белые грибы, хотели набрать их на жаркое, но все оказались червивыми. Хотя выглядели они красиво.

belyi-grib
Белый гриб

Мы хотели идти дальше, но услышали раскаты грома и поняли, что надо возвращаться домой. Мы начали спуск с горы Шпиль.

spusk-s-gory
Спуск с горы Шпиль

doroga-nazad

Дошли до поляны у реки, а потом оказались и на eю берегу.

polyana-u-reki

rozliv-kyafarya

Начал накрапывать дождь, но до ливня мы успели добежать домой.

Трансфер до Ессентуков

Утром, на третий день пребывания на хуторе, Наталья отвезла меня на своем автомобиле в Ессентуки. Ехали мы через Черкесск и станицу Суворовская до домика в Ессентуках, который я арендую на время отдыха.

Я решила заплатить Наталье 8000 руб. за двое суток пребывания на даче, услуги проводника и за трансфер (от станицы Зеленчукской до Лесо — Кяфаря и от Лесо — Кяфаря до Ессентуков). Трансфер в прошлом году на Кавказе стоил из расчета 25 руб. за 1 км. Расстояние от хутора Лесо-Кяфарь до Ессентуков около 170 км.

Блог Елены Нечепуренко
Буду рада, если Вы поделитесь своим мнением